Семинар «Почему беды случаются с преданными?», фестиваль «Бхакти-сангама», Евпатория, 2007 г. (Диск 94, л. 10)
Мы споем бхаджан из песенника “Хари хе дояла мора” и так как думаю, что вы не знаете слов, то постарайтесь хотя бы повторять припев, первый куплет:
(1)
хари хе дойала мора джая радха-натх
баро баро ей-баро лохо ниджа сатх
(2)
баху джони бхрами’ натха! лоину шаран
ниджа-гуне крипа коро’ адхама-таран
(3)
джагата-карана туми джагата-дживан
тома чхара кара нахи хе радха-раман
(4)
бхувана-мангала туми бхуванера пати
туми упекхиле натха, ки хоибе гати
(5)
бхавийа декхину еи джагата-маджхаре
тома бина кехо нахи е дасе уддхаре
Я сейчас прочитаю перевод. Этот бхаджан называется “Даинйа О Прапатти” или “Покорность и предание себя Господу”. Хари хе дойала мора – О, мой милостивый Господь, джая радха-натх – да здравствует повелитель Радхи, баро баро ей-баро лохо ниджа сатх – много, много раз в этой и в прошлых жизнях я пытался избежать Тебя, отвернуться от Тебя, но теперь, в конце концов, я принимаю Тебя своим Господом.
Баху джони бхрами’ натха – столько раз я рождался от разных матерей; лоину шаран ниджа-гуне крипа коро’ адхама-таран – будь же милостив ко мне, потому что теперь я нашел прибежище в Тебе – лоину шаран; ниджа-гуне крипа коро’ – пожалуйста, прояви Свою силу и спаси меня, падшего.
Джагата-карана туми джагата-дживан – Ты есть джагата-каран, причина всего этого мира – джагата-карана туми, джагата-дживан – и Ты причина жизни в этой вселенной; тома чхара кара нахи хе радха-раман – О Радха-раман, Тот, кто наслаждается Радхой, нет ничего у меня, что не принадлежало бы Тебе – тома хчара кара нахи – все, что есть у меня, принадлежит Тебе.
Бхувана-мангала туми бхуванера пати – Ты властелин всех миров и Ты приносишь миру только благо – бхувана-мангал – Ты приносишь только былаго; бхуванера-пати – Ты повелитель этого мира; туми упекхиле натха, ки хоибе гати – где мне найти прибежище, если Ты отвергнешь меня, если Ты отвернешься от меня?
И последний куплет, бхавийа декхину еи джагата-маджхаре тома бина кехо нахи е дасе уддхаре – я твердо знаю, вхавийа декхину – я вижу, еи джагата-маджхаре – нет никого, кто может спасти меня, тома бина кехо нахи е дасе уддхаре – Твоего падшего слугу.
От вас требуется совсем простая задача – повторять припев:
хари хе дойала мора джая радха-натх
баро баро ей-баро лохо ниджа сатх
О, всемилостивый Господь, повелитель Радхи, много раз я пытался уклонился от Тебя, но теперь я принимаю Тебя.
Поем
Харе Кришна. Как вы знаете, я буду читать стихи из первой песни девятой главы “Шримад-Бхагаватам”. Сегодня у нас будет вступительное занятие, может быть, мы прочтем два или три стиха, я надеюсь, что за пять дней, которые у нас есть, мы прочтем десять или одиннадцать стихов, составляющих наставления Бхишмы Махараджу Юдхиштхире.
Почему я выбрал эту тему? Ачьюта-Прия сказал, что это автобиографическая тема. Не только. До какой-то степени ответ на этот вопрос “Почему дурные вещи, или плохие вещи, несчастья, страдания, происходят с преданными?” мы все должны очень хорошо знать, потому что плохие вещи случаются с каждым из нас. Пожалуйста, поднимите руки, с кем они случаются? Все очень радостно отреагировали на это, потому что тут собрались настоящие преданные. И мы хорошо знаем ответ на вопрос “Почему плохие вещи или несчастья, страдания, случаются с непреданными, у нас есть готовый ответ на это: “Сами виноваты! Сами дураки, не надо было грешить – в этой ли жизни, в прошлой ли жизни” Но иногда мы не так хорошо знаем ответ на этот вопрос, когда речь заходит о нас самих. Когда речь заходит о других преданных, мы тоже хорошо знаем ответ на этот вопрос, но когда речь заходит о нас самих, вот тут возникает самое главное – мы начинаем задаваться вопросом “Почему это происходит со мной? Почему со мной? Почему не с ними? Что я такого сделал? В чем я виноват?” Нам, как преданным, нужно очень хорошо знать ответ на этот вопрос, и ответ на этот вопрос содержится в девятой главе первой песни “Шримад-Бхагаватам”, где Бхишмадева утешает Махараджа Юдхиштхиру, объясняя ему причину того, что случилось с ним. Так что, давайте с вами прочтем мангала-чарану, прежде, чем я начну говорить, это было маленькое введение.
ом аджнана-тимирандасья джананджана-шалакая
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чайтанья-мано-‘бхиштам стхапитам йена бху-тале
сваям рупах када махям дадати сва-падантикам
ванде ‘хам шри-гурох шри-юта-пада-камалам шри-гурун вайшнавамш ча
шри-рупам саграджатам саха-гана-рагунатханвитам там са дживам
садвайтам савадхутам париджана-сахитам кришна-чайтанья-девам
шри-радха-кришна-падан саха-гана-лалита-шри-вишакханвитамш ча
хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те
тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе
ванча- калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа ева ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах
джай шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда
шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харре Рама Рама Рама Харе Харе
………..
Первая песнь “Шримад-Бхагаватам” очень важна, как и все остальные песни, но первая песня, будучи введением во всю книгу, в каком-то смысле, что-то в роде рекламного ролика. Все то, что потом будет описываться подробно в “Шримад-Бхагаватам”, в первой песне рассказывается коротко – не по сути, не по содержанию, но по смыслу. Первая песнь “Шримад-Бхагаватам” настраивает нас на то, что может дать нам “Бхагаватам”. И что может дать нам “Бхагаватам”? Вернее, кого может дать нам “Бхагаватам”? – Кришну. Шрила Прабхупада пишет, что на страницах “Шримад-Бхагаватам” мы можем лично встретиться с Кришной – в этом уникальное качество этой книги. Никакое другое теистическое произведение, никакое другое священное писание не дает того, что дает “Шримад-Бхагаватам”. “Шримад-Бхагаватам” позволяет нам увидеть Кришну лицом к лицу, понять кто это, понять, как Он общается со Своими преданными и полюбить Его – вот и все. “Шримад-Бхагаватам” – это писание, которое описывает биографию Кришны, историю Его различных воплощений. Но самое главное, что описывает “Шримад-Бхагаватам”, это то, каким образом Кришна проявляет Себя как Личность, как Он взаимодействует со Своими преданными, как Он говорит с ними, как Он проявляет Свое сердце. “Шримад-Бхагаватам” – это Сам Кришна и даже больше, чем Сам Кришна, это сердце Кришны и нам нужно научиться читать “Шримад-Бхагаватам” для того, чтобы это чудо произошло в нашей жизни, для того, чтобы Кришна стал действующим лицом драмы нашей жизни, чтобы мы перестали относиться к Нему как к какой-то абстракции, и чтобы мы всегда могли чувствовать Его присутствие рядом. И в этом смысле первая песнь “Шримад-Бхагаватам” – введение, которое учит с самого начала тому, как Кришна общается со своими преданными. И общение это иногда очень трудно понять – иногда преданные получают от Него вместо награды как-бы наказание. Я не зря спел этот бхаджан перед моим небольшим семинаром, где неизвестный автор бхаджана пишет: хари хе дойала мора джая радха-натх, он говорит: Ты самый милостивый. Почему? – Потому что Ты повелитель Радхи – Радха самая милостивая, в этом нет никаких сомнений – насчет Кришны у людей могут появляться сомнения и очень часто. Что касается Радхи, все знают – Она воплощение милости Бога. И автор этого бхаджана говорит баро баро ей-баро – столько раз я пытался избежать Тебя, столько раз я отворачивался и у меня было множество причин для этого, множество предлогов и причин, множество серьезных оснований для того, чтобы не иметь с Ним ничего общего, но в конце концов я все понял и я прихожу к Тебе, потому что Ты самый милостивый.
И смысл этого семинара в том, чтобы мы вместе с вами попытались понять в каких непостижимых формах иногда к нам приходит милость Господа, и поняв это, приняли ее с былагодарным сердцем. Чтобы мы поняли, как милость Господа иногда принимает внешне очень странные и даже жестокие очертания. Я стал задумываться над этим, ну во первых, потому что мы в ашраме в Юрлово читаем девятую главу первой песни “Шримад-Бхагаватам”, а во-вторх, потому что мне нужно было приехать в Липецк, я знаю, что здесь находится очень много преданных из Липецкой ятры, и все вы, наверняка слышали, что случилось с преданными в Липецке. Они выехали в воскресенье на пикник и сделали ягью – пели, танцевали, поклонялись Кришне. И после этого весь автобус с преданными потерпел страшную аварию. Как это объяснить? Какова причина этого? Как я должен понимать все это? И еще раз, первая песнь сразу же вводит нас в личные отношения с Кришной, первая песнь сразу же дает человеку почувствовать вкус того, что Кришна – Личность. И, листая эти страницы “Шримад-Бхагаватам”, мы с вами постараемся почувствовать Кришну, почувствовать как Он проявляется, в том числе в нашей жизни.
Если говорить в общем, многие люди говорят: “Бог равнодушен”. Многие люди утверждают, что Богу нет никакого дела и для многих людей главным аргументом того, что Бога нет, или даже если Он есть, то мне нет никакого до Него дела, является сам факт наличия страдания в этом мире. Люди говорят: “Посмотрите, сколько страданий! Мог ли добрый, милостивый Бог, с глазами, как липестки лотоса, устроить это безобразие? Если мог, то какое мне дело до Него?” У людей есть очень хороший предлог для того, чтобы от Бога отвернуться и не иметь с Ним ничего общего. И да, в каком-то смысле Кришна равнодушен, но Кришна равнодушен только к тем, кто равнодушен к Нему. Кришна беспристрастен, Он не питает ни к кому ни любви, ни ненависти. Но если бы все ограничивалось только этим, то Кришна был бы кем? – Брахманом безличным. У него нет ни любви, ни ненависти – добро пожаловать! Но Бог – Личность, это основополагающее положение нашей философии, отправная точка, то, ради чего мы здесь, то, ради чего мы поднимаем руки вверх и то, ради чего мы поем громко: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Кришна Личность, это значит, что Он любит и это значит, что Он недоволен. Это значит, что Он может проявлять милость, а может отворачиваться, и мы знаем, что по отношению к преданным Он всегда проявляет милость.
В этом мире есть три типа людей. В соответствии с менталитетом человека или в соответствии человека к этому миру и к Богу, людей можно расклассифицировать на три типа и “Шримад-Бхагаватам” очень хорошо описывает все три типа.
Первый тип – это демоны. Демоны это кто? Все так или иначе зависят от Бога, нет никого, кто так или иначе не был бы зависим от Бога. В этом бхаджане автор говорит, что весь мир принадлежит Тебе, весь мир изошел от Тебя и демоны это те, кто хотят взять что? – энергию Бога, хотят присвоить себе энергию Бога и наслаждаться ею, забыв о Боге, отвернувшись от Бога, или объявив Бога несуществующим? Почему атеизм всегда был и будет преобыладающей философией в этом мире? Потому что преобыладающим типом людей, населяющих этот мир являются демоны. Все хотят наслаждаться. И как наслаждаться лучше всего? Лучше всего наслаждаться забыв, что то, чем я наслаждаюсь, кому-то принадлежит. Поэтому Кришна говорит: “Все в этом мире воры. Те, кто хочет наслаждаться чужим, те воры.” И мы знаем, что произошло с Раваной, который буквально украл энергию наслаждения Господа. Энергия наслаждения Господа предназначена для Него, Он наслаждается, Он единственный наслаждающийся, Он единственный Пуруша в этом мире и энергия наслаждения предназначена для Его наслаждения. Но когда мы видим эту энергию, и слюни начинают течь у нас изо рта и другие физиологические реакции возникают, “Я хочу насладиться этим!”, то Кришна что делает? – Он говорит: “Бери! Бери!” Как правило, Он говорит: “Бери!” Как правило, демоны в этом мире очень успешны, вы заметили, да? Гораздо более успешны, чем преданные. У них большие машины, джипы, подводные лодки, самолеты и много других способов наслаждений. И мы знаем, что даже Равана был успешен, что даже Раване удалось украсть энергию наслаждения Господа. Не удалось ему что сделать? – наслаждаться не удалось – мелочь, чепуха – украсть он смог – насладиться не смог. И в конце концов эта попытка украсть энергию Господа послужила причиной его страшной гибели.
Если мы посмотрим вокруг, мы увидим, что примерно то же самое происходит с людьми этого мира, которые выбирают этот курс действий. Они иногда достигают успеха в том, чтобы украсть и присвоить себе энергию Господа и иногда кажется, что они счастливы, потому что их желание исполнилось. Равана тоже был счастлив в течение какого-то времени, Равана, когда он тащил Ситу на себе, он думал: “А-ха-ха, исполнилась самая лучшая мечта моей жизни – Сита в моих руках!” Не знал он одного – что это кто? – майа-Сита, что Рама его обманул, что ему подсунули майа-Ситу и, более того, что если он дотронется до Нее, то его голова разлетится на тысячи кусочков, если он попытается взять Ее силой, то ничего хорошего не будет. И можно видеть, как та же самая история Рамаяны повторяется в разных вариантах все время. Рамаяна – вечная история, потому что она воспроизводится снова и снова и снова, во все века. Разные демоны – у Раваны было десять голов, десять голов значит, что он был очень умным демоном, и есть демоны поглупее, но их всех, несмотря на то, что у него было десять голов, его постигла печальная участь, он в конце концов, пал, пронзенный стрелой Рамы. И то же самое происходит с другими демонами, которые пытаются украсть энергию наслаждения Господа и наслаждаться ей сами.
Есть другая категория людей, немножко более умных, это сакама-бхакт. Эти люди тоже хотят наслаждаться, они тоже хотят наслаждаться, и хотят наслаждаться сами, но они знают: “То, чем я хочу наслаждаться, кому-то принадлежит”. И поэтому что они делают? – да, они идут к Богу и говорят: “Позволь! Ну пожалуйста! Дай мне наслаждений! Пожалуйста, я Тебя очень … ну, пожа-а-а-а-луйста” Они приходят к Нему и, в сущности, им никакого дела нет до Бога, им есть только дело до себя и до своих наслаждений. Единственное, что им хочется, то же самое, что и демонам, только одна раница между теми и другими – то, что одни делают это без разрешения, другие пытаются попросить разрешение. Они приходят, говорят: “Ну, пожалуйста, ну пожалуйста… ну, хочешь, свечку Тебе поставлю? Хочешь две поставлю? Большую свечку хочешь – большую поставлю, только дай мне того, чего я хочу! Сделай мне то, что мне надо! Сделай меня счастливым так, как я хочу!” И если первым Кришна дает как-бы иллюзию наслаждения в течение какого-то времени, то со вторыми что делает Господь? – Он тоже исполняет их желания, но как Он исполняет их желания? Кришна нехотя исполняет их желания. Кришна не обязан исполнять их желания, иногда исполняет, иногда не исполняет, часто исполняет, но всегда не так, как они хотят! Всегда им чего-то не хватает, вы заметили? Я про нас говорю с вами (смех), это мы к Нему подходим и говорим: “Хочешь, благовонье Тебе зажгу? Из Индии привез? Не жалко.” Если человек приходит к Кришне таким образом, то он все никогда не бывает удовлетворен, потому что Кришна дает ему наслаждений, но всегда делает это с подковыркой. Первые, когда они получают наслаждение и когда они получают возможность в течение какого-то времени пользоваться энергией Господа, в конце концов, разрушают свое собственное сердце. Когда демон наслаждается энергией Кришны, он чувствует, как его сердце рушится. Он вроде все имеет, а в серце что? – пустота, хуже, чем пустота – руины. Кто-то из вас пытался это делать, поднимите, пожалуйста, руку, наслаждаться энергией Кришны без Его разрешения? Что мы чувствовали после этого? – пустоту в лучшем случае, мы чуствуем, как все рушится. Человек, который идет этим путем, губит себя и губит всех остальных вокруг себя. Кришна сам говорит об этом в шестнадцатой главе “Бхагавад-гиты”, где Он говорит, что люди, избравшие этот путь гибель для всего мира. Оттого, что избрали этот путь, оттого, что их ненасытная жадность пытается как-то заполнить пустоту, возникшую в их сердце – они хотят все больше и больше, еще, еще и еще – но заполняется пустота? Пустота только становится еще страшнее, еще ненасытнее. И они гонятся за этим, они не понимают, что случилось в этом мире, они вроде достигли всего, вершины счастья, того, что они считали счастьем, все их желания исполнились, а внутри, они боятся признаться самим себе, внутри – полный крах.
Люди, которые просят разрешения у Кришны наслаждений, они безобиднее, это безобидные сакам-бхакты, они говорят: “О, Кришна, Харибол! Я буду Тебе служить! … Но с условием! У меня много этих условий.” И Кришна говорит: “О, Харибол! Я дам тебе наслаждатья, но с условием! У меня много этих условий.” (смех). И Кришна, Он всегда исполняет эти желания, но всегда исполняет не так. Лучше всего об этом написал Шрила Санатана Госвами в “Брихад-Бхагаватамрите”. Там есть потрясающий монолог Индры, где Индра жалуется Нараде о том, как Кришна исполнил его желание, но полностью наоборот, и, исполнив его желание, унизил его. Индра говорит: “Я же бхакта! Я сакама-бхакта! Я бог, я царь небесный! Что со мной происходит? Все время что-то не то, все время что-то не так. То демоны нападают, то выгоняют меня куда-то, зависть все время, все мне завидуют. И потом ладно, хорошо, демоны приходят, выгоняют меня, потом Кришна приходит, возвращает мне все, но как Он приходит и как Он возвращает мне это!” И тут Индра начинает плакать, у Индры тысяча глаз – поэтому он бог дождя. Из тысячи глаз градом начинают литься слезы и он говорит: “Посмотрите, что Он сделал со мной! Демоны выгнали меня из моего царства, где я должен был наслаждаться в течение целой манвантары! В течение целой манвантары я должен был там наслаждаться – Бали Махарадж пришел, сел на мой трон! И назначил своих приспешников богами, а я спрятался, мои родители стали молить Бога: ‘Пожалуйста, приди, пожалуйста, спаси, пожалуйста, верни!’ Он пришел, но как Он пришел?! В виде карлика пришел! В виде карлика пришел! Если бы Он пришел во всей Своей мощи, прогнал их, а Он пришел в виде карлика, чтобы посмеяться надо мной! Пришел в виде карлика-брахмана и как карлик, Он стал говорить Бали Махараджу: ‘Пожалуйста, дай мне милостыню!’ Царство, которое Бали Махарадж отобрал у меня, кшатрия, в битве, Он выпросил у него как милостныю, Как милостыню! И теперь Бали Махарадж сидит у себя на Паталалоке и говорит, что “Индре … А-а-а, я как подачку отдал его царство! Он вернул мне царство, но через какие унижения я должен был пройти! Он вернул мне царство, но обманом вернул! Обманом! Что Ваманадев сделал с Бали Махараджем? – Обманул его. Вместо того, чтобы честно, как полагается кшатрию, Он мой брат, Он должен был прийти, Он должен был отобрать это царство и отдать мне! Вместо этого, Он выпросил его обманом! И Бали Махарадж сидит там и радуется. А я сижу здесь и страдаю. Потому что меня оскорбили, Тот самый, который считает Себя моим братом, должен был сделать это по-другому, а не так, как Он это сделал!”
И так далее, у Индры длинный список претензий к Богу: “Он делает все, что мне нужно, но все не так делает!”
Когда нужно было с Вритрасурой сразиться, я Его стал просить, молить: “Приди, приди, приди …” Пришел, пришел в конце концов. Сразился с Вритрасурой? Нет, сказал: “Сами сражайтесь.” Я спросил Его: “Как сражаться?” “Да вон, брахман там идет, убейте его и с помощью его оружия из костей его сделайте оружие.” “Что Он со мной сделал, а? Вместо того, чтобы Самому расправиться с этим демоном, Он меня заставил брахмана убить! И мне в результате этого пришлось скрываться в стебле лотоса из-за греховных реакций убийства брахмана! Брат называется! Бог называется!” И так далее, и тому подобное – сакхама-бхакты никогда не бывают полностью счастливы. Индра говорит: “Я наслаждаюсь сейчас этим царством и наслаждаться не могу, не могу в полную силу наслаждаться, потому что когда я подумаю, как унизительно я его получил, во мне поднимается возмущение и гнев и я не могу наслаждаться и в то же самое время уйти отсюда тоже не могу, хлопнуть дверью не могу, потому что наслаждаться хочу!”
Это проблема сакхама-бхакт. Вы узнали в них кого-то? (смех) Когда люди идут к Богу и говорят: “Бог, дай, дай, дай!” и Бог дает. Слишком поздно дает. Кришна иногда дает, но тогда, когда уже не нужно. Матаджи иногда всю жизнь просят: “Дай мне мужа, дай мне мужа, дай мне мужа…” Кришна не дает, не дает. А потом, когда ей исполняется 55 лет, Кришна дает. Она говорит: “Зачем мне сейчас? Раньше надо было!”
Прабху иногда просят: “Дай мне жену, дай мне жену!” Кришна дает …. одну за другой (смех и апплодисменты). Одну хуже другой. … И человек говорит: “Что я, зря, что ли, Харе Кришна маха-мантру повторяю?” Это трагедия сакхама-бхакт.
Но есть третья категория людей, это те люди, которые приходят к Кришне ради Кришны, те люди, которые приходят к Нему и говорят: “Кришна, я Твой, делай со мной все, что хочешь!” И Кришна начинает делать с ними все, что Он хочет. А они радуются! Они не жалуются, они не сетуют, они говорят: “Спасибо, Тебе, Кришна!” Потому что их сердце полное. Если у демонов сердце становится пустым, пустым и унылым, то у людей, которые почувствовали хотя бы маленький вкус, хотя бы тень вкуса, намек на вкус чистой преданности, у них сердце всегда полное, и Кришна удивляется им, Кришна радуется им. И Кришна щедро иногда посылает им несчастья. На самом деле, Кришна непредсказуем, это одна из характеристик личности. Личность непредсказуема. Полубоги, в каком-то смысле, не личности, полубоги функции. Они личности, когда они наслаждаются сами, а когда речь идет об их взаимодействии с преданными, там нет места непредсказуемости. Если полубог должен что-то дать, он даст. Его преданный просит у него и тот дает. Ашутоша – Шиву легко удовлетворить: преданный подходит к нему и говорит: “Ашутоша, дай мне что-то” – он дает. Хиранйакишипу идет к Брахме и говорит: “Брахма, дай мне что-то” и Брахма дает ему, Брахма исполняет все их желания. Кришна – Личность, и когда Он встречается со Своими преданными и с любовью Своих преданных, Он действует как Личность. А Личность значит непредсказуемо. И даже, если я чисто обращаюсь к Нему и чисто у Него прошу что-нибудь, Кришна может дать, а может не дать. Шрила Прабхупада был чистым преданным, но Кришна не торопился дать ему. Сколько нужно было пройти Шриле Прабхупаде через потерь, страданий, невзгод, и потом, вдруг, Кришна начал давать! Кто может понять почему? Никто, кроме Самого Кришны. Кроме Самого Кришны и чистого преданного. Чистый преданный знает: это любовь Кришны.
И Бхишма будет объяснять все эти истины в своих наставлениях Махараджу Юдхиштхире. Отец Шрилы Прабхупады, Гоур Мохан, любил говорить ему: “У Бога десять рук, а у тебя только две. И если Он своими десятью захочет отнять у тебя что-то, что ты держишь своими двумя, как бы ты ни держал, Он отнимет. Но если Он Своими десятью захочет дать тебе, то ты своими двумя не сможешь все это взять.” И в каком-то смысле эта бенгальская поговорка эпиграф к жизни Шрилы Прабхупады. Сначала Кришна отнимал, отнимал, а потом стал давать, давать, давать. Но и в том, и в другом случае чистый преданный – и это признак чистого преданного – остается счастлив и былагодарен Кришне. Когда Кришна отнимал у Шрилы Прабхупады что-то, когда его предприятие, в которое он вложил все свои деньги, множество сил, времени, вдруг сгорело, что Шрила Прабхупада сказал? “Ясья хам ану грихнами харише тад даная шанай – тот, кого Кришна любит, у того Он что? – забирает все.” Потому Его зовут как? – Хари. ХАРИ! А вы знаете, кого вы зовете, когда повторяете Харе Кришна мантру? Вы зовете Хари, который все отбирает. Который отбирает все ненужное, но который также может дать. Кришна – Личность, и Он непредсказуем. И когда Он отбирает – Он отбирает на всю катушку, по полной программе. И когда он дает, Он дает щедро. Главное, что для преданного и то и другое – проявление Его любви, проявление Его Личности. И собственно, об этом мне хотелось поговорить с вами несколько дней.
Поэтому мне хотелось дать сейчас определение чистого преданного. Кто-то хочет узнать определение чистого преданного? Послушайте внимательно: чистый преданный – это тот, чья преданность нисколько не меняется, независимо ни от никаких обстоятельств. Чистый преданный это тот, кто преданный всегда. Когда хорошо он преданный, когда плохо, он тоже преданный. Когда фестиваль он преданный, когда нет фестиваля он тоже преданный. Иногда нам хочется обвинить всех остальных: “Почему на фестивале у меня все хорошо, на фестивале я пляшу и у меня есть вкус и поэтому фестиваль должен быть всегда? А вне фестиваля у меня никакого вкуса нет.” Почему? – причина одна: в нашей преданности нет чистоты. Когда у нас есть преданность и когда мы понимаем, что Кришна – Бог, и что Он – Личность и что Он всегда находится с нами и все, что то, Он делает, и все ситуации, в которых мы находимся – это Его милость по отношению к нам, мы всегда будем в экстазе. Если хорошо – мы будем в экстазе, если плохо – мы будем в еще большем экстазе. А если потом опять будет хорошо, то мы будем в еще большем экстазе, ожидая, когда будет опять плохо, чтобы обрести еще больший экстаз. Первая песнь “Шримад-Бхагаватам” об этом, Царица Кунти молит Кришну и говорит: “Кришна, посылай мне что? – да, несчастья – одно за другим, одно за другим. Пусть они валятся на мою голову как из рога изобилия!” Как буд-то бы они и так не валились на нее. Мы когда учили в ашраме восьмую главу первой песни “Шримад-Бхагаватам”, мы громко вслух повторяли эту молитву Царицы Кунти. “Посылай на меня несчастья, О, Джагад-гуру, о, повелитель и гуру всего мира!” и несчастья стали валиться на весь ашрам как из рога изобилия – денег не стало, еще чего-то, в конце концов старшие брахмачари собрались вместе, посовещались и решили отменить повторение этой молитвы Царицы Кунти. Остальные молитвы – пожалуйста, только не эту. Царица Кунти говорит: “Пусть все время сыпятся на меня несчастья, потому что, когда они сыпятся, я чувствую, что Ты со мной, и так как Ты со мной, о Кришна, то я больше не увижу повторяющихся рождений и смертей.”
И первая песнь “Шримад-Бхагаватам” об этом, о том, как ведет себя настоящий преданный, откликаясь на любовь Кришны, о том, кто такой настоящий преданный.
Настоящий преданный – это человек, который полностью избавился от склонности к обману. В чем проявляется наша с вами склонность к обману? Ну да, в том, что мы эгоцентрики. Как мы обманываем, в чем обман наш заключается? – В том, что кого мы в центр поставили? – себя. Находимся мы в центре? – ага, ну конечно! Мы не находимся в центре, но мы находимся в центре нашего мира, мы пытаемся все время поставить себя в центр и раскрутить весь мир вокруг себя. Титанические усилия мы прилагаем к тому, чтобы … мир крутится по своей орбите, а мы пытаемся его кк-хххххх-ккккк. В этом обман, обман в эгоцентризме, в том, что я думаю о себе, что мне интересно только то, что происходит со мной, что меня волнует только то, что произойдет со мной. Этот обман – источник и причина всех наших страданий, всех наших страданий в этом мире. Но когда человек избавляется от обмана полностью, он становится кем? – чистым преданным. Чистый преданный это тот, кто не думает о себе – вообще, вообще, полностью не думает. И когда ему хорошо, что он думает? – Он думает “Что-то тут не то. Не может этого быть!” Но когда ему плохо, он говорит: “Все идет по плану, все идет хорошо.” Ему всегда хорошо, потому что он все время, всегда, все время находится с Кришной.
И я сегодня хотел немного рассказать о предистории, мне осталось еще несколько минут, я расскажу за оставшиеся несколько минут предисторию, которая предшествовала наставлениям Бхишмы Махараджу Юдхиштхире.
Большая война закончилась. Слушайте внимательно. Давайте с вами попытаемся мысленно перенестись в то время. Чтобы мы смогли почувствовать что-то, мы должны оказаться там. Давайте представим себе все то, что происходит. Еще раз, на страницах “Шримад-Бхагаватам” мы можем встретиться с Кришной как с Личностью, но для этого мы должны встретиться с Ним там. “Шримад-Бхагаватам” описывает, как Кришна собирался уехать из Хастинапура в Двараку после большой войны и как Кунти подбежала к Нему и стала умолять, и стала просить, и Кришна остался на несколько дней и потом решил уехать снова, но в этот момент подошел Юдхиштхира. И Юдхиштхира сказал: “Останься. Останься.” Кришна посмотрел на него и сказал: “Я остаюсь. Я остаюсь здесь ровно столько, сколько нужно”, потому что на Юдхиштхире не было лица. “Махабхарата” описывает, что Юдхиштхира плакал не переставая все время после битвы на Курукшетре. Когда до него дошло, что случилось, причиной чего он стал, Юдхиштхира не мог успокоиться. Обычно, когда мы сражаемся, когда мы находимся в состоянии аффекта, мы не думаем, не знаем, что делаем, но потом до нас доходит; примерно это же самое случилось с Юдхиштхирой. Юдхиштхире сказали: “Царь, Император, тебя нужно короновать. Садись на трон!” Эти слова для Юдхиштхиры были как нож в сердце, потому что Юдхиштхира стал думать: “Ради этого были убиты миллионы людей! Ради того, чтобы сейчас я сел на трон и, сидя на троне, наслаждался царством! Осмелюсь ли я, греховный негодяй, сесть на трон? Как я могу позволить себе это сделать?!” Юдхиштхира стал думать, что Дурьодхана был хорошим правителем, люди любили его! Какой смысл был устраивать эту войну? Вся эта война была нужна только для того, чтобы потешить мое честолюбие” Юдхиштхира, будучи преданным, не может себе простить, для преданного невозможно представить себе, как другому человеку можно причинить боль. А он причинил не просто боль. Когда Юдхиштхира выходил на улицу, он слышал плач, вопли, вой – женщины, оставшиеся вдовами, потерявшие своих единственных сыновей, плакали не переставая. В Индии до сих пор, если умирает муж, жена может плакать месяцами. Женщины плакали и этот плачь стоял в ушах у Махараджа Юдхиштхиры. И куда бы он ни пошел, этот плач преследовал его. Он думал: “Ну ладно, хорошо, Дурйодхана был завистливый, я его зря убил, но по крайней мере он делал что-то дурное мне. Какое зло мне причинила его жена и все эти женщины, которые остались без мужей, которые не знают, что делать?” и Юдхиштхира слышал этот плач и он не знал, что ему делать, куда ему деваться от этого, он не мог спать. И Юдхиштхира думал, что “Это всего лишь навсего мое пустое бессмысленное честолюбие. Зачем я сражался? – Да ради себя.” Юдхиштхира стал анализировать и заглядывать в свое сердце, и он задал себе вопрос: “Ради чего это все нужно было? Для чего, почему?” И один ответ пришел к нему: “Только для того, чтобы потешить самого себя. Сколько людей было убито! Дурйодхана, я уже сказал, был хорошим правителем, более того, у него было множество друзей. Если бы в то время императора выбирали голосованием, как сейчас, большая часть людей проголосовала бы за Дурйодхану. Дурйодхана собрал себе одиннадцать акшаухини. Пандавы набрали только семь. Большая часть людей любила Дурйодхану, уважала Дурйодхану. Юдхиштхира думал: “Все из-за меня, из-за меня был убит Бхишма, из-за меня был убит Дрона, из-за меня был убит Карна.” И Юдхиштхира думал: “Как я посмотрю в глаза Субхадре, жене моего брата Арджуны, единственный сын ее был убит из-за меня.” Он всю вину, всю ответственность принял на себя. Это преданный. Преданный принимает на себя ответственность за все. Преданный не слушает, когда ему начинают говорить: “Ты ни в чем не виноват.” Преданный всегда ощущает себя виноватым. И Юдхиштхира думал: “Я виноват! Я самый последний из всех!” Как убили Дрону? Я солгал, чобы убили Дрону. Я пришел к Дроне и сказал: “Ашваттхама убит!” Эти слова, опять звучали у него в ушах. Как убили Бхишму? Бхишма отбросил лук и перестал сражаться. Арджуна начал стрелять в него. Обманом убили Бхишму, обманом убили Дрону. Кака убили Карну? Юдхиштхира стал думать: “Карна – мой старший брат. Как его убили? – Нечестным образом: колесо застряло, колесо колесницы погрузилось в грязь, он соскочил с колесницы для того, чтобы вытащить колесо и попросил: “Пожалйста, не убивай, подожди минуту! Мне нужна всего минута, чтобы втащить колесо!’ Арджуна в этот момент обманом убил его, моего старшего брата!”
И Юдхиштхира думал, в “Махабхарате” описывется, что он говорил Арджуне, жаловался, что “Когда мы играли в кости с Дурйодханой и Карна вышел и Карна стал смеяться над нами и произносить жестокие слова, я посмотрел на его стопы и я увидел, что его стопы похожи на стопы моей матери. Я посмотрел на его лицо и я увидел, что он похож на Кунти и я стал думать: “Почему же он похож на Кунти? Почему он похож на Кунти?” Юдхиштхира корит себя: “Почему я не додумал тогда до этого? В результате этого я убил своего старшего брата!”
Теперь, даже нам, наверное, трудно было бы убить своего старшего брата. Людям ведической цивилизации убить кого-то, кто старше их невозможно, невероятно. Юдхиштхира стал вспоминать про Карну, он стал говорить какой он был благородный, какой он был щедрый. Когда Индра пришел к нему и сказал: ‘Сними с себя панцырь” – панцырь, который наверняка защищал его, Карна снял его и отдал. Конца не было этим воспоминаниям, этим мыслям, которые бродили у него в голове: “Что я наделал?! Что я наделал?!” В конце концов он вызвал всех и сказал: “Я ухожу в лес. Арджуна, это мой приказ тебе, ты станешь императором, я пошел в лес. Двенадцать лет мы прожили в лесу, и я буду в лесу, буду совершать аскезу, я буду питаться кореньями, я буду есть какие-то плоды и буду заниматься аскезой, чтобы искупить этот грех, потому что этот грех невозможно искупить ничем.” И он стал думать: “Как будет хорошо: я буду жить в лесу и поутрам там будут щебетать птицы и ручеек будет ворковать и я буду приходить и совершать омовение и у меня не будет всех этих утомительных обязанностей кшатрия, я уйду туда.” И сказал: “Все, Арджуна, я решил: я ухожу.” И Арджуна пытался его переубедить.
Бхима встал и стал говорить: “Ты что?! Ради этого мы сражались? Все хорошо, все правильно!” Накула и Сахадева стали уговаривать его: “Ты наш царь, мы ни слова тебе не сказали, когда ты проиграл нас в кости, мы пошли за тобой в лес, мы жили, мы тебя ни разу не упрекнули. Почему ты горюешь теперь, когда справедливость восторжествовала, когда ты можешь стать царем! Ради того, чтобы ты стал царем, мы шли за тобой! Куда ты уходишь сейчас?” Юдхиштхира был глух.
Драупади стала ему говорить. Драупади, о которой он сам сокрушался, он говорил: “Пять твоих детей убиты.” Драупади ему говорила: “Все нормально, все хорошо. Юдхиштхира, все хорошо, не сокрушайся.” Юдхиштхира не мог успокоиться. Вьяса стал говорить. Вьяса стал цитировать одно священное писание за другим. Он стал говорить: “Шрути говорят: никакого греха в тебе нет, ничего ты плохого не сделал, Юдхиштхира, ты совершал свой долг, ты исполнял свой долг, иди и седи на троне.” Юдхиштхира говорил: ‘Я не верю этим священным писаниям. Если священные писания оправдывают убийство и оправдывают боль, я отказываюсь от этих священных писаний. Я знаю, что я пойду в ад.” Нарада стал ему объяснять. Юдхиштхира оставался глух. Кришна заговорил, Юдхиштхира сказал: “Я не верю вам. Я НЕ ВЕРЮ ВАМ!”
Сута Госвами и Шрила Прабхупада объясняют это в комментариях к восьмой главе первой песни “Шримад-Бхагаватам”, Шрила Прабхупада объясняет, что Кришна из сердца совершил невероятный подвиг. Юдхиштхира называвет Кришну ‘Вершителем невероятных подвигов’. Значит ли это, что Он не мог убедить Юдхиштхиру? Нет, Он мог. Но Он совершил невероятный подвиг – Он не смог его убедить. Из сердца, как Сверхдуша, Он не позволил Юдхиштхире услышать Самого Себя. То же самое произошло буквально за несколько дней до этих событий, когда перед началом битвы на Курукшетре Арджуна говорил почти то же самое Кришне. Арджуна говорил: “Я убегаю в лес, я ухожу, все в порядке, я не буду сражаться, я не буду убивать!” И тогда Юдхиштхира молчал и думал: “Что с ним произошло?” Теперь, несколько дней спустя, Юдхиштхира повторял это и Кришна приводит ему еще более серьезные аргументы и Юдхиштхира говорит: “Я не верю Тебе, я ухожу в лес.”
Но на самом деле это была лила Кришны и комментаторы, Шрила Прабхупада объясняет, что Кришна хотел прославить Бхишму. Кришна хотел, чтобы то, что не удалось Ему, смог сделать Бхишма, чтобы Бхишма переубедил Юдхиштхиру и чтобы во все века слава о том, как Кришна не смог убедить Юдхиштхиру и как Его преданный Бхишма смог это сделать легко, играючи – слава об этом разнеслась по всем трем мирам. Кришна решил отойти в сторону и одновременно с этим Он знал, что Бхишма лежит на поле битвы, что Бхишма на своем ложе из стрел повторяет Его Святое Имя и ждет, когда же Кришна придет к нему. И чтобы исполнить желание Бхишмы и одновременно с этим избавить от иллюзии Махараджа Юдхиштхиру, от иллюзии привязанности и заблуждения, Кришна не позволил Махараджу Юдхиштхире быть убежденным. Кришна создал эту иллюзию в его сердце и Кришна не позволил ей рассеяться.
У меня есть еще несколько минут? Когда должна кончаться моя лекция? Через 15 минут? ОК, я думаю, что я все равно закончу на этом сегодняшнюю лекцию. Спасибо большое.
……….
У меня одно небольшое объявление, подождите, пожалуйста, не расходитесь, я думаю, что мы вопросы попозже будем брать. Хотел рассказать немножко о журнале, который где-то тут на выходе распространяется, это журнал “108”, это первый глянцевый журнал, который издали преданные. В Москве бхакта Адриан основной вдохновитель и создатель этого проекта. Это замечательный журнал, который, с одной стороны, достаточно прямо говорит о Сознании Кришны в отличие от многих других изданий, а с другой, делает это в очень интеллигентной форме и он может служить многим различным целям. Одна из важных целей этого журнала – это давать своим родным, былизким, знакомым, друзьям, чтобы объяснить, что мы не секта. Если они прочитают этот журнал, у них никаких сомнений не останется в том, что движенние Сознания Кришны – это очень авторитетная, очень интеллигентная организация, и только от того, как мы себя будем вести, будет зависеть сохранится у них это впечатление или нет (апплодисменты). Он будет выходить каждые два месяца, на него можно подписаться, если хотите, или можно приобрести здесь в розницу – в любом случае, не пропустите, пожалуйста этот журнал. Спасибо большое.